Четверг, 25.04.2024, 14:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2 г.Соль-Илецка" Оренбургской области

Меню сайта
«Образование"
Всероссийская база образовательного потенциала субъектов РФ – 2021

Категории раздела
ГОСУСЛУГИ
Наш опрос
Как вам наша школа?
Всего ответов: 457
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Погружение в художественный мир романа "Мы"
Великие бунтари, отшельники, романтики жили во все времена. Именно те, что творили великую литературу, которая называется классической. Писатели, создавшие ее, были неординарными личностями, поэтому каждый урок по литературе важно начинать прежде всего с личности писателя. Е.Замятин – личность отдельная, ни на кого не похожая. Умный, талантливый инженер-кораблестроитель, много сделавший для развития кораблестроительства в России. Не случайно стал писателем: острым взглядом философа умел подмечать многое в русской действительности, что требовало немедленного отклика, владел сокровищами русского слова, был для молодых писателей учителем, подобно Н.Гумилеву в поэзии. К тому же был до невозможности правдив – черта, унаследованная от великих классиков: Л.Толстого и Ф.Достоевского. Итак, Замятин интересен как личность, но не менее интересен он как самобытный писатель, к тому же мало исследованный. Он одним из первых написал роман в жанре антиутопии. Почему? Конечно же, знал Н.Бердяева и его предупреждение о том, что много развелось утопий, а они, как известно, обладают способностью сбываться. Новый жанр, необычная композиция, неповторимый стиль, я уже не говорю о содержании, дающем неиссякаемую возможность для размышлений и выводов. Во всем этом следовало разобраться, а для этого прочесть роман, собрать критический материал, обобщить, аргументировано выразить на уроке. Совместная подготовка учителя и ученика к уроку, открытия, сделанные вместе, - это то, к чему мы должны стремиться всегда. Роман знакомит с именами, которые были знамением эпохи Замятина, - Тэйлор, Кант, Гастев. Знакомство с их идеями, осмысление их, выбор или формирование своей точки зрения. Это тоже важно для формирования активной жизненной позиции ученика. «Мы» побуждает к серьезным мыслительным процессам, в результате которых, непременно возникает чувство сопричастности к происходящему, неприятие того, что проповедует главный герой, а именно: нивелировки личности, лишение ее души, сердца, мечты. Великое слово Замятина, звучащее на уроке, как набат, выносит приговор Единому Государству, дарит читателям мысль, что не все потеряно для человека. Писатель дает многочисленные нравственные уроки, продолжая традиции великих предшественников, прежде всего Достоевского, слова которого взяты в качестве эпиграфа к уроку. Самостоятельные исследования, которые сделаны учениками на уроке по тексту романа, изучение дополнительной литературы, материал учителя о Замятине, дадут очень важный результат прямо на уроке: ребята почувствуют, что со словом писателя надо обращаться бережно, вдумчиво читать, и тогда автор откроет своему читателю неисчерпаемые тайны своего творчества, подарит добро, свет и надежду. Антиутопия – это, конечно же, предупреждение. Вчитываясь, вдумываясь в дневниковые записи строителя «Интеграла», испытываешь чувство протеста, протеста против превращения «я» в «мы», «человека» в «нумер». Нумер ничего не чувствует, не мыслит, он – слепой исполнитель. Вот что делает с человеком Единое Государство! Все «насильно счастливы» в нем. Все было бы ничего, но – «насильно». Многое предугадал писатель: полеты в космос, технический прогресс, гибель деревень, разрушение семьи, утрату нравственных ориентиров и многое другое. Учащиеся, читая роман, говорили: «Как он мог все это предвидеть?!» Да, многое предугадал и о многом предупреждал великий мастер. Но всегда ли мы слышим своих пророков? С ними неспокойно: они побуждают думать, заниматься самоусовершенствованием. А мы так беспечны и ленивы порой. Ведь жить красиво, обладая несметными материальными ценностями, так заманчиво… Зачем нам писатель, который будоражит мысль, пробуждает совесть, сострадание, милосердие?.. Есть в романе еще один символический образ – колокол. Вечный колокол русской поэзии и литературы! Он должен не только выполнить губительную миссию (убьет главную героиню), но, по Замятину, должен пробудить потерянную совесть, достоинство, честь, историческую память человека. И одновременно дарит надежду, без которой жизнь не имеет смысла. Замятин помогает соединить прошлое, настоящее и будущее, великие открытия и их последствия, приводит к мысли, что арифметикой рассчитать, исследовать душу нельзя, ибо она ретроградна, как ретроградно все самое ценное в человеке – совесть, добро и правда. Замятин своим романом помогает почувствовать связь поколений писателей (многочисленные ассоциации), продолжает традиции великой классики, являясь в то же время очень современным. Урок завершается чтением мини-эссе о романе Е.Замятина. Все ученики творчески, с вдохновением подошли к изучению романа. Это творческое начало отразилось в коротких записях ребят. В них восхищение даром предвидения писателя, его словом, манерой письма, дано также верное понимание проблем, поставленных автором. Отмечено, что Замятин – трудный писатель, но ведь ни один великий не выбирал «путь, чтобы протоптанней и легче». Творчество Замятина очень современно, значит, очень нужно нам, людям ХХI века. Урок сопровождался компьютерной презентацией и иллюстративной работой, выполненными учащимися. Все это удачно вписалось в урок как демонстративный материал. Цель данной работы: пробудить самостоятельность, интерес к творчеству выдающихся деятелей литературы, философии и экономики.
Категория: Мои статьи | Добавил: Былиночка (09.10.2010)
Просмотров: 3485 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 1
1 overtip  
mmmmmm

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Горячая линия
8-800-2000-122 Единый общероссийский детский телефон доверия (бесплатно и анонимно со стационарного и с мобильного телефонов)

«Горячая линия» по вопросу незаконных сборов денежных средств в ОУ 2-30-50,2-70-39.e-mail: ouo40@obraz-orenburg.ru

Сдаём экзамены
Жизнь школы
...баннеры
Часы
Праздники России!
Праздники России

School number two© 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz