История МОУ «СОШ №2 г.Соль-Илецка» Оренбургской области С начала 1880-х гг. в России церковь стала играть роль как бы 2-го Министерства народного просвещения. В структуру местного церковного управления помимо архиерея входила консистория, ведавшая, собственно Управлением и церковным судом. Благодаря отчёту этого ведомства мы и узнали об открытии нашего учебного заведения. Это было 2- е учебное заведение по возрасту. А самым старым учебным заведением было городское училище, построенное в 1827 г. По некоторым сведениям до пристройки здание относилось ко 2-ой половине ХVIII в. Училище было шестиклассным выпускники имели право поступать в ВУЗы. В училище поступали после церковно-приходской школы. Земли в русском городе, по сравнению с западноевропейским, были больше, и поэтому город рос не вверх, а вширь и в нём самые высокие каменные здания были двухэтажные с бельэтажем - Горная школа и полутороэтажные. Одно из них описывалось выше, вторым был храм, третьим - школа №2( бывшая церковно-приходская) и Тюремный замок. В Оренбургскую духовную консисторию благочинного второго округа протоирея Бонифатия Подьячего рапорт: «В Оренбургскую духовную консисторию долг имею представить ведомость о состоящих при церквях 2 округа, Оренбургского уезда училища для обучения детей за 1904 г:в Илецкой Защите: церковно—приходская двухклассная школа время открытия11ноября 1890 г.;
число наставников 8; учеников, состоящих на лицо: мужского пола 309,
женского- 1 1 ; выбывших в течение года по окончании обучения: мужского пола- 15,
женского-1 1.» Городская церковно-приходская школа помещалась в специально устроенном для нее двухэтажном каменном здании, и содержалась на деньги города Илецка.
В1903-1904 гг. в ней обучалось до 500 мальчиков. В двухклассной школе преподавали 2 законоучителя, помощник законоучителя и 5 учителей. Законоучителями состояли священники, помощником законоучителя Дьяков Василий или Ногин или Негин . Первым из учителей был дьякон Георгий Струдюшев, второй Александр Николаев, окончивший курс в Казанской учительской семинарии, третий Фёдор Лапшин, окончивший курс в первом Оренбургском городском училище, четвёртый — Иван Тарасенко из Самарской церковно-учительской школы и пятый Сергей Ягунев из Пензенской церковно-учительской школы. Из Положениях о школах : « Церковно-приходской школе предшествует предварительное наставление детей в семьях и домашних школах грамоты. Школы должны сделаться рассадником истинного благочестия в народе». Считалось, самый правильный путь в достижении этой цели должен состоять в неотделимости школы от церкви. Для этого нужно не только подробно знакомить детей с жизнью Христа Спасителя и святой Богородицы и чтимых святых, но и показать им надлежащие в приходском Храме священные изображения, чтобы дети твердо знали значение каждой иконы. Необходимо также детей приучать к церковному пению церковных богослужебных песнопений не только в школе, но и в Храме. Следует заставлять детей-школьников прочитывать дома вслух и в будни и в праздники, объяснённые в школе места из Евангелия и назидательные рассказы. В церковно-приходских школах преподавалось: чтение, русское и церковно-славянское, чистописание, Закон Божий, арифметика и рукоделие. В школе не ограничивались одним обучением, но заботились и о воспитании. Девочки вели себя настолько хорошо, что наказания: стояние на ногах, оставление без обеда, составляли редкое состояние. Обычным наказанием за детские шалости были: выговор, замечание.» По воспоминаниям одного из первых учеников Ф.Г.Антонова нашу школу в народе называли «красной»(по цвету кирпича) В1917-1918 годы она и действительно стала «красной».
В годы Гражданской войны школа стала центром Совета рабочих солдатских и крестьянских депутатов. Здесь же находился госпиталь для раненых красноармейцев. В 30-е годы школы была семилетней, ею руководил Алексей григорьевич Иванов-Монтов.После него директором стал Лука Леонтьевич Химач. В августе 1937 г. Оренбургским Облано в Соль-Илецкую неполную среднюю школу 2 был направлен учителем русского языка и истории будущий директор Журавлёв С.Г.
Вучебной работе, в борьбе за хорошую успеваемость Семён Гордеевич опирался на самостоятельность ребят, их инициативу, творчество. Сильные учащиеся помогали недостаточно подготовленным, но помогали без подсказок, без бездумного списывания, по товарищески честно. В 1939-1940 учебном году лучшим в школе стал 7-ой «А» класс, имея много хорошистов и отличников, активно участвуя в школьном ученическом самоуправлении. Большое значение в развития самостоятельности и творческой активности имело отношение классного руководителя к своей работе и учащимся. Классным руководителем 7 «А» класса была энергичная, волевая и опытная, активная и инициативная, любящая своих питомцев, авторитетная учительница Воронова М.М. Она всемерно и всесторонне развивала активное творчество, трудолюбие, честность и правдивость своих учеников. В июне 41-го года школа провожала своего директора С.Г.Журавлева и других учителей на фронт. После войны Журавлев Семен Гордеевич работал в школе учителем. |
В послевоенные годы школу возглавил Петр Иванович Поляков. Вместе с ним в школу пришли учителя –фронтовики: Горецкий Владимир Иванович, Воронов Иван Иванович, Чумаков Иван Петрович, Зазыкин Михаил Петрович, Попов Иван Петрович, Химич Сергей Григорьевич, Лакота Николай Петрович, Кравцов Павел Павлович, Назаренко Федор Афанасьевич.
В 80-е годы директором стала Родионова Ольга Григорьевна, отличник народного просвещения, учитель географии, великий патриот своего края, она ввела традицию в школе совершать многодневные туристические походы по изучению природы родного края и народных промыслов. |
В школе хранится ценная реликвия- воспоминания старейшей учительницы русского языка и литературы Крыловой Елизаветы Сергеевны.Она родилась в 1915 году в Московской области. В 1925 её семья переехала в Соль-Илецк , где она обучалась в нашей школе, затем по окончанию педагогического училища, обучаясь заочно в институте она в основном работала в нашей школе. В своих воспоминаниях она пишет, что начала работать, когда её директором был А.Г. Иванов — Монтов. А больше всего ей пришлось работать с Горецким В.И. В ее воспоминаниях особое место отводится работе в годы Великой Отечественной войны. Тогда в нашем городе было очень много эвакуированных с детьми, их размещали по возможности в домах жителей, но когда их скопилось особенно много, им отдали нашу школу. Через некоторое время, когда жителей города стали разбирать по семьям, а в нашем здании разместили Верховную прокуратуру, нам пришлось заниматься в старом здании в четыре смены ( бывшее здание городской Управы). Уроки сначала были по ЗО минут, потом сократились до 25 минут, а перемены до 5 минут. Занимались в пальто и ученики, и учителя. Хлеб выдавали по карточкам. Наступил голод, дети страдали от него больше всех. После третьего урока дежурные по классу разрезала отпущенный из буфета хлеб, на маленькие кусочки, чуть больше спичечной коробки. Тем, кто не пришёл в школу, хлеб относили домой. Тетради шили из газет и писали между строк. Елизавета Сергеевна проверяла такие тетради по ночам с коптилкой. Писали дети карандашом и все-таки учились. дети очень хотели учиться.»
Примером для многих людей была Нина Александровна Красовская — учитель, воспитатель, краевед. В нашей школе она работала учителем истории и завучем по внеклассной работе с 1967 года и до ухода на пенсию. Нина Александровна — инициатор создания районного краеведческого музея. Сначала музей создавался на общественных началах и находился в старом здании районной библиотеки. Позже при содействии Нины Александровны его разместили в старом здании школы № 2 (до революции здание городской управы). В городе и районе не было таких мест, которые не посетила Нина Александровна с учащимися краеведами. Она была поистине исторической энциклопедией города.
Ныне с 1997 года школу возглавляет Шестакова Светлана Ивановна. В школе стали широко внедрятся современные информационные технологии.
В 2002 году Средняя общеобразовательная школа № 2" на основании распоряжения администрации Соль - Илецкого района Оренбургской области № 212 р от 2002 года была переименована в муниципальное общеобразовательное учреждение " Средняя общеобразовательная школа № 2 г.Соль-Илецка" Оренбургской области.
В 2007 году появилась новая пристройка в три этажа. На первом этаже находится городской краеведческий музей. На втором этаже -классы и кабинет технологии. На третьем этаже располагаются классы и большой компьютерный класс Сегодня в школе два компьютерных класса, просторная столовая, спортивный зал, теплые туалеты, библиотека.
В 2012 году на основании приказа районного управления образования № 706/1от 29.11.2011 года был изменен тип муниципального общеобразовательного учреждения " Средняя общеобразовательная школа№ 2 г.Соль-Илецка" Оренубргской области на муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение " Средняя общеобразовательная школа № 2 г.Соль-Илецка" Оренбургской области.
Общая характеристикаИнформационная справка о школе
Характеристика окружающего социума. Географическое расположение ОУ МОУ «СОШ № 2» расположена в центральной части г. Соль – Илецка по адресу: Цвиллинга, 18. Благоприятное месторасположение позволяет осуществлять социальное взаимодействие школы и других организаций, занимающихся проблемами воспитания и обучения детей. Школа активно взаимодействует с районным домом культуры им. Дзержинского, районной детской библиотекой, ОПДН, РОВД, школой искусств, краеведческим музеем, ДЮСШ, РЦДТ, дет. садами «ОГОНЕК», «БУРАТИНО».Возможности данных учреждений школа использует при подготовке учащихся к освоению будущих профессий, в организации внеклассной работы и внешкольной работы. Таким образом, воспитательная системы ориентируется на воспитательный потенциал окружающей школу социальной, предметно – эстетической и природной среды. Вместе с тем необходимо отметить и негативное влияние социума на образовательную ситуацию в школе (близость рынка, дискотек, ЮК 25/6). На социоэкономическую, демографическую жизнь школы оказывает ее расположение в старой части города, где преобладает частный сектор, населяемый людьми пожилого возраста и это крайне негативно сказывается на демографической ситуации в микрорайоне школы. На территории микрорайона школы высокий процент малоимущего и неблагополучного (пьянство, алкоголизм) населения. Деятельность школы осуществляется с учетом ориентации на конкретно профессиональный и социальный статус родителей школы. Анализ социального статуса контингента родителей показывает, что почти у половины учащихся (40%) семьи неблагополучные. Увеличилось количество детей, находящихся под опекой (в 2 раза), семей из группы «риска». Сегодня в школе обучаются 370учащихся. 42 педагога ведут преподавательскую деятельность в школе №2. 6 учителей с высшей категорией, 27 с первой квалификационной категорией, 10 со второй категорией, один учитель- отличник народного просвещения. Общее количество обучающихся - 370 в начальной школе - 130 основной школе - 176 средней (полной) школе - 64 Средняя наполняемость классов - 25 учеников. Продолжительность учебной недели - 6 дней. Изучаемые иностранные языки - английский, немецкий. В учебном процессе участвуют 22 класса. 10 а класс и 11 б класс-профильные, информационно-технологические, 11- а класс-гуманитарный. В школе оборудованы 22 учебных кабинета, из них 2 компьютерных класса, кабинет технологии для девочек, кабинет химии, кабинет физики, кабинет математики, кабинет русского языка и литературы, кабинет истории, кабинет иностранного языка, медиоцентр. В школе имеется спортивный зал, библиотека, актовый зал, столовая и теплые туалеты. На первом этаже новой трехэтажной пристройки располагается городской краеведческий музей. Школа имеет разработанную до 2010 года программу развития. В 2008 году в школу ввели должность заместителя директора по информатизации школы. В 2011 году школа вошла в эксперимент Наша новая школа ФГОС ООО 1 поколения в 1-х классах.
В 2012 году школа продолжила внедрение эксперимента ФГОС ООО 1 поколения и приступила к внедрению ФГОС НОО 2 поколения в 5-х классах. |